15 мар 2017
Байкал страдает от наплыва китайских туристов и неэкологичных туалетов
Туалеты — одна злободневных тем на берегах Байкала. По крайней мере, среди тех, кто заботится об экологии региона, пишет The New York Times. Пересказ статьи одного из самых авторитетных изданий мира приводит «ИноТВ»:
В течение многих лет «главным страшилищем» для защитников окружающей среды был целлюлозно-бумажный комбинат, «извергающий отходы в потрясающее озеро, которое содержит одну пятую часть незамороженной пресной воды на земной поверхности». Прошли три года с момента его закрытия, но борьба за сохранение Байкала продолжается.
Одной из крупнейших проблем стал туристический бум. Полёт из Пекина в Иркутск занимает менее 3 часов. После обесценивания рубля в 2014 году китайские туристы буквально «заполонили регион», подчёркивается в статье.
Не так давно российско-китайская команда инвесторов объявила о планах потратить более $ 11 млрд на постройку гостиниц и прочей туристической инфраструктуры. Экологи опасаются, что воплощение этого плана в жизнь будет иметь печальные последствия для окружающей среды.
«Нельзя принимать туристов в месте, которое к этому не готово», — говорит директор Байкальского государственного природного биосферного заповедника Василий Сутула. Он отмечает, что в результате наплыва отдыхающих увеличится число туалетов, экологических троп и гостиниц.
При этом, по словам издания, из-за огромных просторов России трудно убедить людей в ограниченности ресурсов. Существует мнение, что загрязнённой земле или воде всегда можно найти замену. Именно подобное отношение к природе стараются изменить в байкальском заповеднике.
Так как число, желающих увидеть озеро, увеличивается, экологи обращают внимание на то, что в регионе практически отсутствуют установки по очистке воды и биотуалеты, способные перерабатывать отходы в компост. «Все загрязняющие вещества из кухонь и туалетов текут в грунтовые воды, а оттуда попадают прямиком в Байкал», — заявляет местная активистка Марина Рихванова.
Существуют и другие угрозы. Химикаты, оставленные на закрытом целлюлозно-бумажном комбинате, просачиваются в грунтовые воды и, в конце концов, могут загрязнить озеро. Беспокойство у россиян вызывают и планы Монголии по возведению плотины на реке Селенга, впадающей в Байкал.
Москва предпринимает некоторые меры для защиты озера. По словам министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского, правительство построит новые очистные сооружения и расширит полномочия региональных властей для проведения федеральной природоохранной программы.
Помогает и заинтересованность местного населения. Тысячи демонстрантов вышли на улицу, когда будущее Байкала оказалось под угрозой. Несколько лет назад «Транснефть» предложила провести нефтепровод вдоль берега озера. Но «шумная реакция» общества заставила Владимира Путина отдать приказ о переносе строительства. Это был редкий случай, когда российский президент «уступил протестующим», отмечает издание.
Бизнесмены вносят свою лепту, предлагая отдых в «зелёных гостиницах», где выращиваются саженцы растений, находящихся под угрозой исчезновения. Каждое лето тысячи волонтёров «Большой байкальской тропа» участвуют в создании туристических маршрутов. Организация также планирует построить безвредные для экологической среды туалеты.
Всё это свидетельствует о смене настроений в обществе. Однако, по мнению Марины Рихвановой, говорить о победе в битве за Байкал ещё рано. «Существует слишком много нерешённых проблем», — констатирует она.
Источник:
https://www.nytimes.com/2017/03/13/world/europe/a-russian-lakes-future-hangs-on-tourists-and-toilets.html?_r=0