25 фев 2016
М. Котюков: Взаимодействие вузов и институтов должно строиться на принципах равноправия
В рамках XIII Красноярского экономического форума руководитель ФАНО России Михаил Котюков принял участие в работе экспертной группы «Университеты. Как стать лидерами изменений уже сегодня?». Выступая перед участниками панельной дискуссии, глава агентства подчеркнул, что взаимодействие системы высшего образования с академическими институтами должно строиться на принципах равноправия.
- Много времени было потрачено на обсуждение того, кто кого должен поглотить. На мой взгляд, эта дискуссия непродуктивна. Она всех пугает и не приближает нас к исконной цели. Сильные научные коллективы, которые состоялись, никогда не согласятся потерять самостоятельность. А слабые институты университетам не интересны. Ведущим вузам нужно помочь создать комфортную среду для развития науки. Но сотрудничество это должно строиться как взаимодействие равных партнеров. Если это условие будет соблюдено, дополнительных денег на реализацию амбициозных проектов может и не понадобиться. Сильные идеи и серьезное партнерство всегда найдут источник финансирования.
При этом, по словам М. Котюкова, вузы в России выполняют важную социальную миссию, являясь ключевым звеном между наукой, государством и бизнесом.
- Модель успешного вуза – это тесное взаимодействие с заказчиком по самому широкому кругу направлений. В этом смысле современный университете как никто другой умеет разговаривать с партнером на понятном языке. В системе взаимоотношений: университет-наука-заказчик вузы способны взять на себя функции форсайта, потому что университетская среда очень конкурентная и в ней могут возникнуть уникальные компетенции.
Говоря о выборе ведущих научных организаций, М. Котюков отметил, что при ранжировании институтов необходимо руководствоваться стратифицированным подходом.
- Лидеры в разных областях могут быть разными. Нельзя от одного института требовать всего на свете. Есть сильные коллективы, которые успешно занимаются прорывными исследованиями. А есть институты, у которых порог требований несколько ниже. Но их миссия не менее важная. Они могут на своем уровне исследовать темы, которые ставят лидеры, более узко, и вычленять новые интересные задачи. Друг без друга эти две категории не могут существовать. Другое дело, что всегда должны присутствовать стремление и возможность перейти из одной категории в другую.
Источник:
http://fano.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=36850