14 окт 2020
По Удунгинскому купеческому тракту
10-11 октября 2020 г. состоялся экспедиционный выезд по гранту Русского географического общества «Удунгинский купеческий тракт». Обследованы сохранившиеся только небольшими участками остатки Чайного пути, проходившего по территории Республики Бурятия.
В последние годы многократно возрос интерес к истории Чайного пути, как с позиции туристической дестинации, так и транспортной логистики. С самого появления Чайного пути кяхтинскими купцами изыскивались более удобные и короткие дороги от Китая до Москвы и Санкт-Петербурга, а также важнейших ярмарок - Нижегородской и Ирбитской. Водный путь до Иркутска по извилистой реке Селенге в зимнее время был крайне длительным и издавна пользовались для следования к Иркутску трактом по Джиде, через Нарынский станок, вершины рек Темника и Снежной, хребет Хамар-Дабан, и выходил к станции Култук. Путь этот от села Копчеранка выполнялся вьючно. Позднее от р. Снежной к Байкалу найдено новое направление через Нукэн-Дабан, выходившее к железнодорожной станции Мурино. Этот путь был устроен усть-кяхтинским купцом Игумновым и носил название Игумновского (начат в 1835 г., закончен в 1839 г) тракта. Так же, как и по тракту к Култуку, этим трактом грузы перевозились вьючным способом на верховых лошадях и только в зимнее время. И по тому и другому из указанных путей нужно переваливать через хребет Хамар-Дабан в наиболее неприступной его части. Начиная со второй половины XIX в. проводились исследования по поиску более коротких и удобных путей. Так, обследование пути к Байкалу от Селенгинска в июле 1881 г произвел есаул Ефимий Семенович Путилов, в сентябре по этому же направлению прошел сотник Игумнов. Кяхтинское купечество было крайне заинтересовано в пути к Байкалу с наиболее легкими перевалами и по возможности доступного для колесного движения. В 1884 г. проведен путь, который назван Удунгинским трактом. Описание тракта также дано у академика В.А. Обручева в книге «Мои путешествия по Сибири», а визуализация дороги представлена в фотоальбоме Н.А. Чарушина «Виды Забайкалья и Иркутска», а также составлена подробная карта-схема проектировавшейся в 1907 г. железной дороги.
Во время исследования взяты спилы для реконструкции климата и лесных пожаров. Во время экспедиции произведен сбор материалов для статей и разработки одноименного туристического маршрута.
Рис. 1. Хорошо сохранившийся участок Удунгинского купеческого тракта действовавшего в 1884-1920-е гг. Окрестности села Селендума, 10 октября 2020 г.
Вид сверху.
В окрестностях села Усть-Урма зафиксированы и отсняты окопы красноармейцев времен Гражданской войны. Летом 1921 г. здесь проходили бои с отрядами барона Унгерна. Окопы за 99 лет осыпались, поросли соснами, но все равно четко различимы на местности (рис. 2).
Рис. 2. Окопы времен Гражданской войны (1921 г.). Вид сверху.
Высота съемки - 120 м.
В долине реки Удунга обнаружены остатки сохранившегося основания моста, с него взяты спилы древесины для реконструкции климата и уточнения возраста моста.
Рис. 3. Спил древесины с моста (вероятно с периода действовавшего тракта) и осколки чугунного котелка.
Кроме того, произведено сравнение фотографий Чарушина с современными фотоснимками. За 124 года и вследствие действия силы Кориолиса правый берег Темника сильно сместился и отснять именно с того же ракурса утес не удалось, сейчас там русло реки (рис. 4). Но в целом видно, что за 124 года перед утесом выросла березовая роща и, кроме того, изменились очертания утеса, т.к. в советский период здесь добывали камень на укрепление дороги (которая размывалась Темником).
Рис. 4. Сравнение фото из фотоальбома Чарушина Н.А. «Виды Забайкалья» с современным.
Участники экспедиции благодарят проводника – потомственного казака и краеведа из села Селендума Лазарева Михаила Васильевича за помощь в поисковой и исследовательской деятельности.
Рис. 5. Участники экспедиции.
Н.с. Батоцыренов Э.А.