Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

БАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Сибирского отделения Российской академии наук

адрес: 670047,
респ. Бурятия, г. Улан-Удэ,
ул. Сахьяновой, 6
Тел.: (3012) 43-36-76,
43-33-80, 43-41-15,
Факс: (3012) 43-47-53
E-mail: info@binm.ru


ИНФОРМЕРЫ

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru


Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:


Как ученым следует реагировать на фальшивые новости

  • IV Международная научная конференция «Региональные проблемы дистанционного зондирования Земли» (РПДЗЗ-2017)
  • Седьмая Российская молодёжная научно-практическая школа с международным участием «Новое в познании процессов рудообразования»
  • Международный Конгресс и Выставка «Цветные металлы и минералы»
  • Поздравляем Тыхеева Жаргала Александровича
  • Вниманию аспирантов и научных руководителей!
  • Завершен прием на обучение в аспирантуру БИП СО РАН
  • Прошла государственная итоговая аттестация у аспирантов
  • III Всероссийская научная конференция с международным участием «Водные и экологические проблемы Сибири и Центральной Азии»
  • Водный форум в г. Иркутск
  • Конференции в г. Чите
  • Конкурс на право получения грантов Президента Российской Федерации
  • Книги о проблемах эколого-экономического развития Байкальского региона
  • Доступ к электронным коллекциям книг издательств Elsevier и Springer
  • С днем знаний!
  • V Молодежная научно-практическая летняя школа Русского географического общества «География в современном мире: проблемы и перспективы»
  • Некролог: Карл Шагжиевич Шагжиев
  • Международная научная конференция «Water Sustainability in the XXI century: Challenges and Solutions»
  • Благодарность академику РАН от Совета Федерации
  • Экспедиция в Монголию
  • «Окружающая среда и устойчивое развитие Монгольского плато и сопредельных территорий»
  • Российско-китайская экспедиция по исследованию экономического коридора Китай – Монголия – Россия
  • Байкальская экспедиция
  • «Зеленый день в Ацагате»
  • Международный форум «Байкал как участок Всемирного природного наследия: 20 лет спустя» («Байкал+20»)
  • Научный семинар «Мультидисциплинарная совместная экспедиция по исследованию экономического коридора Китай – Монголия – Россия»
  • Летняя экспедиция по пяти районам Бурятии
  • Летняя эколого-географическая школа учащихся Московской гимназии №1534
  • РНФ объявил победителей конкурсов Президентской программы исследовательских проектов.
  • «Лучший молодой ученый Бурятии – 2016» и «Лучший молодой ученый Бурятии – 2017»
  • Подспутниковые мониторинговые работы по оценке распространения теплового загрязнения от сбросов Гусиноозерской ГРЭС на оз. Гусиное
  • Молодые ученые БНЦ СО РАН  на международном молодежном форуме «Байкал»
  • Водный конгресс в Москве
  • Мониторинговые работы по изучению пространственно-временной изменчивости границ оврага Буланка
  • Вручение книг Тамчинской школе
  • Летняя научная географическая школа для учащихся средней школы №26 г. Улан-Удэ
  • Поздравляем Гуляшинова П.А. и Очирова О.С.
  • Российско-Корейское международное совещание «Культура, история и экология в странах Восточной Азии: перспективы сотрудничества
  • Визит делегации Азиатского культурного центра (г. Кванджу, Республика Корея) в Республику Бурятия
  • Экспедиция сотрудников лаборатории экономики природопользования в Монголию
  • Летняя научная школа на базе МЭОЦ «Истомино»
  • В БНЦ СО РАН состоялось заседание Совета по науке и инновациям при Главе Республики Бурятия
  • В Бурятии предложили запустить проект по спутниковому зондированию лесов
  • С днём эколога!
  • «День здоровья» БИП СО РАН
  • Соревнования по шахматам
  • Соревнования по настольному теннису
  • С днём химика!
  • Соревнования по стрельбе из пневматического оружия
  • Поздравляем Совет Научной Молодёжи БИП СО РАН
  • «День здоровья 2017»

Как ученым следует реагировать на фальшивые новости 1 Мар 2017

Ответственность за фейки и некачественные научные новости отчасти лежит на ученых, полагают участники дискуссии, состоявшейся на конференции Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) в США, говорится в пресс-релизе Университета Висконсин-Мадисон.

Главным образом люди выдают ложные новости, или фейки (fake), за реальные сообщения и распространяют с целью повлиять на общественное мнение. Ученые с фейками знакомы давно и не понаслышке. Доминик Броссар (Dominique Brossard), профессор коммуникаций в области наук о жизни из Университета Висконсин-Мадисон рассказала об исследовании, проведенном еще в студенческие годы, по изучению статей о науке, опубликованных в таблоиде Weekly World News.

Газета писала о гигантских насекомых, инопланетянах и т. д. Некоторые истории были выдуманные, а некоторые основаны на вполне реальной науке, только устаревшей. «Всегда будут сообщения, которые можно назвать неаккуратными. Проблема в науке в том, чтобы определить грань между плохой научной журналистикой и ложными новостями», — цитирует пресс-служба слова Броссар. К примеру, новость о том, что кофеин может лечить рак, — это плохая журналистика, фейк или плохая наука?

В отличие от других фейков плохо написанные научные новости часто распространяются через соцсети, то есть люди ими охотно делятся, надеясь, что это правда, потому что она соответствует их ожиданиям по данному вопросу. «Журналисты не очень хорошо обучены определять качество исследования. Они пытаются найти то, что интересно людям и дать им надежду. Так появляются заголовки типа «Новое исследование дает надежду семьям, где есть больной болезнью Альцгеймера»», — сказала Броссар.

Facebook предоставляет возможность заявить о фейке, но это не решат проблему для науки, полагает исследовательниц, потому что речь часто не о фейке, а о плохой журналистике. Возможно, журналисты выбрали не самое качественное исследование, но я уверена, ученые упомянули в статье об ограничениях.

Броссар предложила улучшить научную коммуникацию, снизив количество неаккуратностей в научных новостях. Для этого нужно, чтобы ученые сами охотнее общались с журналистами, участвовали в научных коммуникациях.

«Нужно обучать самих ученых рассказывать о результатах работы. Если они не будут говорить с журналистами, то журналисты найдут кого-то еще. Это наша ответственность снизить число фейков и некачественных новостей о науке». По мнению Броссар, научные агентства и институты должны лучше следить за качеством брендов, как это делают коммерческие фирмы, к примеру, «Кока-кола».

Броссар предлагает поисковым системам удалять из индексов исследования, которые были отвергнуты научными журналами как поддельные. Здесь помогут такие ресурсы как Retraction Watch — блог, который ведет медицинский журналист Иван Оранский (Ivan Oransky) для отслеживания фальшивых исследований.


Источник:  https://scientificrussia.ru/news/kak-uchenym-sleduet-reagirovat-na-falshivye-novosti

Возврат к списку





Copyright © Байкальский институт природопользования СО РАН.
При использовании материалов нашего сайта ссылка на оригинал статьи обязательна.
admin@binm.ru    binmsbras@mail.ru    Skype    Вконтакте     Иконка