МЭОЦ Истомино


Новости Истомино:

Экспедиция "Дельталеты: Леман - Байкал"

В рамках визита швейцарской делегации во главе с одним из инициаторов экспедиции "Леман-Байкал" Фредериком Паулсеном на базе Байкальского института природопользования СО РАН прошли заключительные в сезоне 2013 года научные мероприятия.

4 августа Президент Фонда еLEMO Фредерик Паулсен и научный сотрудник Федеральной Политехнической школы Лозанны Йосеф Ахтман совершили исследовательский полет над зоной впадения дельты реки Селенги с целью осуществления специальной съемки.

Затем в главном корпусе научной базы в Истомино перед всеми участниками экспедиции и гостями из Швейцарии прошла презентация итогов сезона 2013 года, которую провел Йосеф Ахтман. На презентации также присутствовали ученые-исследователи БИП, представитель Консульства России в Лозанне Михаил Красноперов, представитель дирекции ФССОБ Роман Афонин и Инна Крылова, пилоты Владимир Вихарев и Николай Беляев и другие. Докладчик рассказал об истории подготовки программы проекта, разработки моделей аппаратуры и их испытании, ходе европейского и российского этапов экспедиции.

Среди основных результатов научного сезона Ахтман, в частности, выделил:

  • разработка новой методологии исследования и рост эффективности разработанных моделей оборудования по мультриспектральному дистанционному зондированию с дельталетов;
  • большой объем собранных проб и произведенного химического анализа водной среды в более чем 100 точках в дельте Селенги;
  • масштабный сбор данных для производства трехмерных моделей поверхности (включая населенные пункты и лесные массивы), а также ландшафтных карт на район исследований в дельте Селенги;
  • собранный массив информации поступит для обработки с 4 камер на платформе дистанционного зондирования, разработанный в Федеральной Политехнической школе Лозанны для данного проекта в БИП СО РАН, МГУ им. Ломоносова и Фонд содействия сохранению озера Байкал. В рамках визита швейцарской делегации во главе с одним из инициаторов экспедиции "Леман-Байкал" Фредериком Паулсеном на базе Байкальского института природопользования СО РАН прошли заключительные в сезоне 2013 года научные мероприятия.

По материалам http://www.baikal-media.ru/news/society/247947/

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЛЕТНИХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛ

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЛЕТНИХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛ

Экологическая школа

Программа экологической школы включала лекционные и практические занятия. На лекционных занятиях ученикам дано представление о рельефе, его формах и рельефообразующих процессах, почве и ее значении в экосистеме, а также методике полевых почвенных исследований. В рамках практического занятия был совершен пеший маршрут по побережью залива Сор Черкалово с выполнением географических описаний участков берега на точках наблюдения, визуальным картированием с применением прибора GPS береговой полосы Байкала, определением силы ветра по форме волн по шкале Бофорта, определением относительных высот форм рельефа с помощью геологического компаса. Во время выхода на побережье Байкала рассмотрено строение разреза истокской террасы.

На практике по почвоведению ученики получили навыки выделения почвенных горизонтов, определения их мощности, окраски, влажности, плотности, механического состава, структуры, характера включений. Ребята получили представление о методах и подготовке почв к лабораторному анализу, выполнили простейшую подготовку образцов почв к анализу.

На лекционных и практических занятиях по геоботанике учащимся дано представление о геоботанике, основных ее понятиях (фитоценозах, растительных сообществах), методике геоботанических исследований, основных фитоценозах района прохождения практики. В практическом обследовании фитоценозов был рассмотрен видовой состав растительности пойменных и остепненных лугов, притеррасовых лесов, выявлены собранные на маршруте виды.

На занятиях по гидрохимии сформировано представление о гидрохимии, основных источниках загрязнения природных вод, показателях качества воды. На практическом занятии был произведен отбор проб воды в двух точках в заливе Сор Черкалово и водозабора в МЭОС, а затем с помощью универсального рН-метра в лабораторных условиях МЭОЦ "Истомино" школьники ознакомились с методами определения различных свойств воды. Кроме того, были отобраны пробы воды открытого Байкала возле с. Посольское, а затем в лаборатории определены их свойства. В химической лаборатории была выполнена контрольная работа по описанию свойств вод различных источников. Был произведен выезд на берег Байкала, где учащимся был представлен аккумулятивный галечный берег озера.

На лекции об особо охраняемых территориях были даны понятия об особо охраняемых территориях, выделены их категории и различия между ними, рассказано об ООПТ Бурятии и района практики.

В ходе проведения занятий по экологическому праву были рассмотрены следующие вопросы: источники экологического права, управление в сфере природопользования, экологическая экспертиза и ОВОС, экологическое нормирование и аудит, особенности правового режима недр, вод, земель, лесов. Следует отметить то, что материалы представленных лекций были предназначены для учащихся старших классов и в связи с этим, некоторые вопросы данного курса вызывали затруднение и потерю интереса у учащихся младших классов (6, 8, 9).

На занятиях по основам картографии было дано представление о картографии, роли картографического метода исследования окружающей среды, рассказано о преимуществах геоинформационных технологий при исследовании окружающей среды. Занятия проведены с использованием презентаций и настенного картографического материала.

Химическая школа

В летней химической школе приняло участие 20 школьников из районов и городов Республики Бурятия.

В соответствии с программой школы были прочитаны лекционные курсы, проведены семинарские занятия и лабораторные работы по неорганической, органической химии, гидрохимии и химии природных соединений, а также лекционные и тренинговые занятия по психологии. Была прочитана научно-популярная лекция "Химия и здоровье". Во время лекционных и семинарских занятий по неорганической химии учащиеся познакомились и расширили свои знания по основным разделам предмета:

  • Периодический закон Д.И. Менделеева и его обоснование с точки зрения электронного строения атомов,
  • Периодическая система элементов,
  • Основные законы химии,
  • Общая характеристика металлов и неметаллов.

В процессе практических работ учащиеся приобрели основные навыки работы в лабораторных условиях по неорганической химии.

Были проведены следующие работы:

  • Качественные реакции на некоторые катионы и анионы,
  • Получение малорастворимых солей,
  • Получение коллоидных растворов.

Во время лекционных и семинарских занятий по органической химии учащиеся были ознакомлены со следующими разделами предмета:

  • Теория химического строения и современные электронные представления в органической химии.
  • Реакции в органической химии.
  • Знакомство с высокомолекулярными соединениями
  • Молекулярная экзотика

На органическом практикуме учащиеся приобрели основные навыки работы по органическому синтезу и анализу. Были проведены следующие работы:

  • Получение и свойства этилена
  • Получение фруктовых эфиров.
  • Опыты с полимерами.
  • Получение искусственного волокна.

Также был прочитан курс химии природных соединений по следующим разделам предмета:

  • Жиры и поверхностно-активные соединения,
  • Углеводы - главные поставщики энергии,
  • Белки-вещества, из которых состоит все живое на Земле,
  • Витамины и минеральные вещества.

Проведены лабораторные работы:

  • Гидролиз и определение ненасыщенности природных жиров,
  • Обнаружение глюкозы в ягодах и фруктах,
  • Качественные реакции на белки,
  • Определение витамина С в соках и фруктах.

В рамках занятий по гидрохимии учащиеся были ознакомлены со следующими разделами курса:

  • Введение в гидрохимию,
  • Показатели качества воды,
  • Основные источники загрязнения природных вод,
  • Защита водной среды от загрязнений.

В процессе практических работ учащиеся приобрели основные навыки работы в лабораторных и полевых условиях с использованием современного универсального портативного прибора "Multiline P4" с набором сенсорных реактивов. Ими были определены и описаны общие и суммарные показатели качества воды (питьевая и природная вода).

Также были прочитаны следующие научно-популярные лекции "Химия вокруг нас", "Химия и здоровье", "биологически активные вещества и лекарства". Итогом самостоятельной работы учащихся стала конференция школьников "Мир вокруг Байкала", где учащимися были представлены уст-ные и стендовые доклады, а также рисунки и фотографии о Байкале.

Основные темы докладов:

  • Байкал, какой ты?
  • Живой мир Байкала.
  • История изучения Байкала.
  • Рыболовство на Байкале.
  • Основы Байкальской Декларации.
  • Почему чиста байкальская вода?
  • Ветры на чудо-озере.

Участники ЛХШ подготовили научные отчеты по проведенным занятиям. По результатам учебы лучшими учениками химической школы признаны Данзанов Герман ученик 11 класса школы № 2 г. Гусиноозерска и Мункуева Баирма ученица 11 класса Кижингинской средней школы № 1.

Экономическая школа

В летней экономической школе "Истомино" с 27 июля по 6 августа 2005 г. обучалось 25 учащихся (14 девушек и 11 юношей): 8 чел. - 9 класс; 10 чел. - 10 класс; 7 чел. - 11 класс (табл. 1). Из числа учеников 9 человек приехали из гг. Иркутска, Ангарска, 16 человек из районов Бурятии.

Занятия проводились в соответствии с программами школ. На лекциях по экономике ученики получили представление об экономической науке, типах экономических систем, рынков, о конкуренции и различных видах фирм. Дано представление о ВВП как основном показателе благосостояния и экономического роста государства. В результате практической работы по основам бизнеспланирования, а также в ходе деловой игры "День бизнесмена" ребята получили представление о бизнесплане и овладели навыками его составления в упрощенном варианте.

В рамках лекционных занятий по региональной экономике ученикам дано представление о системе основных показателей характеристики региона, структуре хозяйства РБ, представлена краткая характеристика ресурсов республики, показаны роль и место каждого района в экономике республики, их финансовые показатели.

Лекция, посвященная основам моделирования в экономике, позволила ученикам получить представление о трех классах моделей: балансовых (на примере межотраслевого баланса региона), оптимизационных (на примере размещения сельскохозяйственных культур в условиях ограниченных ресурсов), регрессионно-корреляционном анализе (на примере производительности труда). Проведено занятие по решению задач по статистике.

На лекционных занятиях по экономической географии мира ученики получили представление о системе мирового хозяйства, теориях, объясняющих ее пространственную структуру и динамику. Рассмотрены теория диффузии инноваций Т. Хегерстранда, центропериферическая модель Дж. Фридманна, современная трехъярусная полицентрическая система мирового хозяйства, теория жизненного цикла Р. Вернона, теория длинных волн Н. Д. Кондратьева; концепция постиндустриального общества Д. Белла. Также дано представление о законе народонаселения Т. Мальтуса, теории демографического перехода Ф. Ноутстайна, о депопуляции и разновидностях демографической политики.

На занятии по экономической географии России представлен обобщающий материал, характеризующий положение страны в мире - пространственное, природно-ресурсное, демографическое, социально-экономическое. Дано понятие о различных типах регионов страны: проблемных, депрессивных, отсталых и т.д.

На практических занятиях по экономической географии учащиеся получили представление об Индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП) как альтернативном показателю валового внутреннего продукта (ВВП) показателе социально-экономического развития, овладели навыками расчета ИРЧП, сравнения и сопоставления результатов расчетов на примере разных стран, а также ранжирования и группировки стран на основе ряда показателей.

Ребята активно изучали географическую номенклатуру, закрепили полученные на уроках географии в школе навыки работы с картой, определения масштабов, географических координат и расстояний на карте.

Цикл лекций по экономике природопользования позволил ученикам получить представление об экологических издержках экономического роста, нетрадиционной энергетике и перспективах ее развития в мире, России и Бурятии, Киотском протоколе. На практическом занятии ребята получили навыки проектирования экопоселения с применением ВИЭ.

Все учебные занятия проведены на достаточно высоком уровне с использованием презентаций, наглядных материалов, карт, атласов, раздаточных материалов (статистических данных и др.).

Основываясь на полученных знаниях, школьники подготовили отчеты, выполненные по научной работе и включающие краткий конспект лекций; расчеты, выполненные на практических занятиях, бизнеспланы.

По результатам анкетирования уровень преподавания в экономической школе оценен учениками высоко: 75% школьников дали оценку "отлично" и 25% - "хорошо". Наиболее высокие оценки заслужили Батоцыренов Эдуард Аюрович (71% учеников полностью устроили его занятия) и Базарова Аюна Гармаевна (63%).

По результатам учебы лучшими учениками экономической школ признаны Николаев Антон ученик 10 класса школы № 2 г. Гусиноозерска и Галсанова Дарима ученица 10 класса Хоронхойской средней школы Кяхтинского района.

Физико-математическая школа

В летней физико-математической школе "Истомино" с 8 по 18 августа 2005 г. обучался 41 школьник: 1 чел. - 6 класс; 5 чел. - 8 класс; 3 чел. - 9 класс; 10 чел. - 10 класс; 16 чел. - 11 класс. Из числа учеников 9 человек приехали из гг. Иркутск, Ангарск, Шелехов, 32 чел. из районов Бурятии.

Цели проведения ЛФМШ:

  1. Дополнительная подготовка по физике и математике учащихся, проявивших способности в этих дисциплинах для обеспечения их дальнейшего роста, обучение решению задач повышенной сложности.
  2. Плодотворный отдых и подготовка к учебному году.

Занятия проводились с разделением учеников по классам, а также по группам - физика, математика. Проведены входное (9 августа) и выходное (16 августа) тестирование. В качестве тестов использовались варианты, предложенные на вступительных экзаменах в Московский государственный строительный университет (МГСУ) в 2003 г. без каких-либо изменений. Каждый вариант тестов включал 10 задач. В качестве оценки рассматривалась доля от максимально возможного результата. Так, победитель входного тестирования Аракелян С. набрал 70% от максимально возможного результата, решив правильно 7 задач. На выходном тестировании он набрал 42 балла (каждая задача на выпуске оценивалась по пятибалльной шкале), что составило 84% . Таким образом, прирост составил 14%. Победительница выходного тестирования Болотова Ирина набрала 43 балла, что соответствует 86% от максимума (прирост по сравнению с входным тестированием составил 26%).

Практически все участники выходного тестирования повысили свои результаты в среднем на 10%. Следует отметить, что участники тестирования не разделялись по классам, как это практикуется на международных конкурсах. В таких условиях, как и следовало ожидать, побеждают 11-классники, затем следуют 10-классники и далее 9-классники. Необходимо добавить, что возможность повтора вариантов теста исключена, т.к. на вступительном тестировании использовались варианты № 9, 10, а на выходном № 1-8.

Прочитана научно-популярная лекция по астрофизике (лектор Г.Б. Дандарон), вызвавшая живой интерес у участников школы.

В опросе приняло участие 39 человек. Анкетирование показало доста-точно высокую мотивацию участников ЛФМШ на учебу - 64% (25 чел.) школьников приехали в Истомино для получения новых знаний, 28% - по совету родителей или учителей и лишь 2 % школьников ставили своей целью только отдых на Байкале.

Оценки условий проживания и обучения в МЭОЦ "Истомино" высокие. Так, 33% (13 чел.) оценили условия проживания как отличные, 38,5% (15 чел.) - хорошие; 23% (9 чел.) - удовлетворительные. Качество питания 56% школьников оценили как отличное; 33% - хорошее и 10 % отметили необходимость его улучшения.

Уровень преподавания также оценен положительно: 54% школьников дали оценку "отлично" и 41% - "хорошо". Следует отметить, что почти все преподаватели ЛФМШ получили достаточно высокие оценки своей работы со стороны школьников. Наиболее высокие оценки заслужили Мордовской Андрей Константинович (56% учеников полностью устроили его занятия) и Санеев Эдуард Леонидович (41%).

Почти половина участников ЛФМШ (44%) отметили необходимость улучшения технического оснащения МЭОЦ "Истомино". 82% школьников довольны отношением преподавателей и вожатых. Субъективные оценки школьников говорят о недостаточной организации досуга - 25% ребят отметили необходимость некоторого ее улучшения, а 18% выразили неудовлетворенность организацией досуга. На вопрос "Хотели ли бы вы принять участие в ЛЭШ "Истомино" в будущем году?" утвердительно ответили 86% школьников.

Таким образом, субъективные оценки школьниками работы летней физико-математической школы "Истомино" положительны. Среди пожеланий для улучшения работы школы в будущем учащиеся отметили необходимость оборудования спортивной площадки, увеличения срока обучения в школе, улучшения технического оснащения центра и организации досуга, разработки программы обучения с учетом разного уровня подготовки учеников.

По результатам учебы лучшими учениками физико-математической школы признаны Аракелян Севака ученик 10 класса школы № 5 г. Гусиноозерска и Болотова Ирина ученица 11 класса школы № 5 г. Гусиноозерска.



БАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СО РАН
670047 Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6
телефон: (3012)433676, 433380, Факс: (3012), 434259, 434753